Награды
Молодежное православное движение Богоявленского собора Орла «Богоявленская семья» (vk.com/sbs_orel) создано весной 2015 года как площадка для воплощения инициатив активной молодежи, развития православного добровольческого движения. Несколько лет мы ежемесячно посещаем интернаты и детские дома. Первоначально целью поездок была необдуманная передача сладких подарков и игрушек, концерты, игры. Но изучение устройства социальных учреждений привело к идее перестройки системы работы как ответа на вопрос: "Чем сегодняшняя встреча волонтера с ребенком в детдоме поможет последнему, когда в 18 лет он покинет стены заведения"? Следующим этапом стали встречи, посвященные профориентации воспитанников детдомов и интернатов, на которых волонтеры рассказывали о собственном жизненном опыте, а из них родился проект «Удочка».
Пословица гласит: «Дайте человеку рыбу, и он получит пропитание на день; дайте удочку и научите ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». Идея нашей «Удочки» — помочь воспитанникам интернатов (имеющим сегодня проблемы развития) стать полноценными членами общества.
Эксперты отмечают (Присяжная Н. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство. Социологические исследования. — 2017, № 11. С. 58) комплекс проблем при вступлении во взрослую жизнь у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это бытовые, материальные трудности, сложности с трудоустройством, наличие иждивенческих установок, склонность к проявлению агрессивного или делинквентного (преступного) поведения и т.д. Ситуация осложняется, если у детей обнаруживаются проблемы в развитии и ставится соотвествующий диагноз, который препятствует дальнейшему образованию и трудоустройству. Не имея жизненных перспектив, выпускники погружаются в маргинальную среду, совершают преступления, попадают в тюрьму, ведут асоциальный образ жизни, а иждивенческие установки способствуют дополнительным расходам и государства (и косвенным — общества), которые, как привыкли считать выпускники интернатов, им «должны».
Несколько лет «Богоявленская семья» посещает «Кромскую общеобразовательную школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далеее — Кромской интернат). Заинтересовавшись судьбой и жизненные перспективы выпускников, мы приняли решение представить пилотный добровольческий проект для организации работы с выпускниками учреждений специального типа.
Проблема
Выпускники Интерната не получают аттестата о среднем образовании, а лишь Свидетельство об окончании средней школы. С этим документом закрыта возможность поступления в большинство средних учебных заведений, а в Орловской области возможно поступление только на 3 специальности — садовник, строитель, повар. Ребят не хотят брать даже в вечернюю школу из-за недостатка знаний. Получается замкнутый круг — они не могут получить среднее образование из-за недостатка знаний; а государство обучает их по упрощенной программе, так как у них есть отставание в развитии, которое предполагает упрощенную программу. Без дополнительных уроков, без мотивационной поддержки от волонтеров-менторов, они не смогут совершить рывок в развитии и образовании и избежать маргинального пути.
Предполагаемый проект должен восполнить существующие, по мнению авторов Заявки, пробелы в развитии этих детей.
Способ решения
Добровольцы планируют помочь выпускникам Интерната:
Эти меры позволят молодому человеку, покинувшему в 18 лет школу-интернат, избежать искушений маргинальной среды, в которую они, по статистике, попадают (и совершают преступления), а социализироваться и найти свое место в жизни.
Целевая аудитория
Дети, имеющие отставание в развитии и проживающие в школе-интернате (в том числе: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из социально неблагополучных семей и т.д.).
Подгруппы
Реализация проекта предусматривает
Социальный эффект добровольческого проекта
В 2017/18 учебном году волонтеры провели серию мероприятий с воспитанниками Кромского интерната: 3 мотивационных беседы, 2 встречи с интересными людьми (путешественниками, предпринимателями и тд), 2 мастер-класса (основы искусства повара). После собеседования с 12 выпускниками, желающими поступить в ССУЗы, волонтеры организовали уроки русского языка, литература и математики, помогли повысить уровень социальной адаптации и коммуникативные способности. Уроки проводились волонтерами-педагогами или репетиторами, труд которых оплачивался из собранных волонтерами средств. Собрано более 15 тысяч рублей. Благодаря урокам повышен уровень образования 3 выпускников до возможности поступления в вечернюю школу (экзамены пройдут в сентябре 2018 года).
Два ребенка потенциально готовы к снятию диагноза “умственная осталость”.
По инициативе наших волонтеров «Орловский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» провел 3 психолого-медико-педагогического экспертизы, в каждой из которых у детей выявлены способности к профессиональному обучению по очной форме, что значительно повысило их мотивацию к обучению.
7 волонтеров проекта повысили компетенции в области развития добровольческой работы в интернатах.
“Люди, которые всё наполняют жизнью” // АиФ Черноземье. — 2017, № 50 «Орел. Богоявленский собор» // Радио ВЕРА. Программа "Места и люди" (02.06.2018) https://radiovera.ru/orel-bogoyavlenskiy-sobor-mesta-i-lyudi-02-06-2018.html Программа “Сила веры”. Телеканал “Первый областной” (Орел) // 27 декабря 2015 https://www.youtube.com/watch?v=0h57-4ewEzQ
Видео 1
Показать все