Удочка — новый взгляд на помощь выпускникам интернатов получить образование, найти работу и свое место в жизни

Удочка — новый взгляд на помощь выпускникам интернатов получить образование, найти работу и свое место в жизни

category-iconДети и молодежь

Организатор проекта

organizer-photo
Молодежное православное движение Богоявленского собора "Богоявленская семья"
Основной регион: Орловская область
Охват проекта по регионам:
Орловская область
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно
socials-item

Описание

Молодежное православное движение Богоявленского собора Орла «Богоявленская семья» (vk.com/sbs_orel) создано весной 2015 года как площадка для воплощения инициатив активной молодежи, развития православного добровольческого движения. Несколько лет мы ежемесячно посещаем интернаты и детские дома. Первоначально целью поездок была необдуманная передача сладких подарков и игрушек, концерты, игры. Но изучение устройства социальных учреждений привело к идее перестройки системы работы как ответа на вопрос: "Чем сегодняшняя встреча волонтера с ребенком в детдоме поможет последнему, когда в 18 лет он покинет стены заведения"? Следующим этапом стали встречи, посвященные профориентации воспитанников детдомов и интернатов, на которых волонтеры рассказывали о собственном жизненном опыте, а из них родился проект «Удочка».

Пословица гласит: «Дайте человеку рыбу, и он получит пропитание на день; дайте удочку и научите ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». Идея нашей «Удочки» — помочь воспитанникам интернатов (имеющим сегодня проблемы развития) стать полноценными членами общества.

Эксперты отмечают (Присяжная Н. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство. Социологические исследования. — 2017, № 11. С. 58) комплекс проблем при вступлении во взрослую жизнь у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это бытовые, материальные трудности, сложности с трудоустройством, наличие иждивенческих установок, склонность к проявлению агрессивного или делинквентного (преступного) поведения и т.д. Ситуация осложняется, если у детей обнаруживаются проблемы в развитии и ставится соотвествующий диагноз, который препятствует дальнейшему образованию и трудоустройству. Не имея жизненных перспектив, выпускники погружаются в маргинальную среду, совершают преступления, попадают в тюрьму, ведут асоциальный образ жизни, а иждивенческие установки способствуют дополнительным расходам и государства (и косвенным — общества), которые, как привыкли считать выпускники интернатов, им «должны».  

Несколько лет «Богоявленская семья» посещает «Кромскую общеобразовательную школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далеее — Кромской интернат). Заинтересовавшись судьбой и жизненные перспективы выпускников, мы приняли решение представить пилотный добровольческий проект для организации работы с выпускниками учреждений специального типа. 

Проблема

Выпускники Интерната не получают аттестата о среднем образовании, а лишь Свидетельство об окончании средней школы. С этим документом закрыта возможность поступления в большинство средних учебных заведений, а в Орловской области возможно поступление только на 3 специальности — садовник, строитель, повар. Ребят не хотят брать даже в вечернюю школу из-за недостатка знаний. Получается замкнутый круг — они не могут получить среднее образование из-за недостатка знаний; а государство обучает их по упрощенной программе, так как у них есть отставание в развитии, которое предполагает упрощенную программу. Без дополнительных уроков, без мотивационной поддержки от волонтеров-менторов, они не смогут совершить рывок в развитии и образовании и избежать маргинального пути.

Предполагаемый проект должен восполнить существующие, по мнению авторов Заявки, пробелы в развитии этих детей.

Способ решения

Добровольцы планируют помочь выпускникам Интерната:

  • получить приближенный к обычным учащимся уровень общего образования, организуя занятия с репетиторами в период нахождения в Интернате, а также последующего обучения в вечернем общеобразовательном учреждении),
  • продолжить обучение в стенах профессиональных училищ, ССУЗах (а возможно и в вузах) по желаемой специальности
  • организовав менторскую поддержку — оказать содействие в социализации.

Эти меры позволят молодому человеку, покинувшему в 18 лет школу-интернат, избежать искушений маргинальной среды, в которую они, по статистике, попадают (и совершают преступления), а социализироваться и найти свое место в жизни. 

Целевая аудитория 

Дети, имеющие отставание в развитии и проживающие в школе-интернате (в том числе: дети-сироты;  дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из социально неблагополучных семей и т.д.).

Подгруппы

  • учащиеся 8 класса (предвыпускного) Кромского интерната
  • учащимеся 9 (выпускного) класса Кромского интерната
  • бывшие воспитанникики Кромского интерната, поступивие в учебные заведения.

Реализация проекта предусматривает

  • организацию  для учащихся 8 и 9 классов Кромского интерната дополнительных занятий с репетиторами для повышения их уровня подготовки до требуемого в вечерних общеобразовательных учреждениях, профессиональных училищах, ссузах с целью их дальнейшего обучения в этих учебных заведениях
  • менторство со стороны волонтеров - проведение мотивируюмих лекций об историях жизненного успеха для учащихся в Кромском интернате, а для поступивших - наставничество и помощь в последующем трудоустройстве.

Социальный эффект добровольческого проекта 

  • влияние на благополучателей: повышения уровня их знаний по общеобразовательным предметам, расширение кругозора, улучшение коммуникативных навыков, снижение распространенности девиантного и делинквентного (преступного) поведения и т.д., устранение иждивенческого мировоззрения
  • влияние на общество и государство: а) снижение криминогенной обстановки; б) снижение социальной нагрузки государственного бюджета за счет трудоустройства выпускников; в) консолидация усилий госучреждений и добровольческого сообщества в деле воспитания полноценного члена общества без иждивенческих настроений — успешного гражданина и налогоплательщика.
Показать полностью

Цели проекта

  • Социализация выпускников интернатов. 
  • Увеличение числа людей с более высоким уровнем образования. 
  • Улучшение криминогенной ситуации, так как выпускники интернатов, традиционно находящиеся в зоне риска, в силу повышения социального и образовательного статуса будут удалены от представителей маргинальных социальных слоев.  
  • Снижение социальной нагрузка на бюджет — обучившись и трудоустроившись, участники проекта будут своим трудом зарабатывать себе на жизнь, не состоя на бирже труда, и не получая пособия по безработице, а работать и платить налоги.
  • Создание положительного примера жизненного успеха и образца для подражания, которые могут вдохновить воспитанников интернатов. 
  • Развитие новых подходов к организации волонтерской деятельности, предполагающих осмысленное решение конкретных общественных проблем
Показать полностью

Результаты проекта

В 2017/18 учебном году волонтеры провели серию мероприятий с воспитанниками Кромского интерната:  3 мотивационных беседы, 2 встречи с интересными людьми (путешественниками, предпринимателями и тд), 2 мастер-класса (основы искусства повара). После собеседования с 12 выпускниками, желающими поступить в ССУЗы, волонтеры организовали уроки русского языка, литература и математики, помогли повысить уровень социальной адаптации и коммуникативные способности. Уроки проводились волонтерами-педагогами или репетиторами, труд которых оплачивался из собранных волонтерами средств. Собрано более 15 тысяч рублей. Благодаря урокам повышен уровень образования 3 выпускников до возможности поступления в вечернюю школу (экзамены пройдут в сентябре 2018 года).

Два ребенка потенциально готовы к снятию диагноза “умственная осталость”.

По инициативе наших волонтеров «Орловский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» провел 3 психолого-медико-педагогического экспертизы, в каждой из которых у детей выявлены способности к профессиональному обучению по очной форме, что значительно повысило их мотивацию к обучению.  

7 волонтеров проекта повысили компетенции в области развития добровольческой работы в интернатах. 

“Люди, которые всё наполняют жизнью” // АиФ Черноземье. — 2017, № 50 «Орел. Богоявленский собор» // Радио ВЕРА. Программа "Места и люди" (02.06.2018) https://radiovera.ru/orel-bogoyavlenskiy-sobor-mesta-i-lyudi-02-06-2018.html Программа “Сила веры”. Телеканал “Первый областной” (Орел) // 27 декабря 2015 https://www.youtube.com/watch?v=0h57-4ewEzQ

Показать полностью

Теги

Наставничество
Трудоустройство
образование
орел
социализация
Интернат
репетитор
менторство

Партнёры проекта

Богоявленская семья. Видеопрезентация