Награды
Обоснование потребностей создания и актуальности проекта
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно - нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в сельской местности: появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни. В МОУ «Байдарская ООШ» обучаются 53 учащихся (на начало 2017 - 2018 учебного года). Из них 48 детей (91%) воспитываются в малообеспеченных семьях, 12 детей - в семьях, остро нуждающихся в материальной помощи; 15 детей – воспитанники многодетных семей, 12 детей – из неполных семей, 10 школьников проживают в неблагополучных семьях, двое – воспитанники опекунских семей.
Одним из показателей хорошей семьи является здоровый психологический микроклимат и атмосфера взаимопонимания в ней. Однако результаты анкетного опроса, проведенного среди обучающихся 5-9 классов школы на тему "Моя семья – мой дом" не радуют. На вопрос: "Часто ли мы в семье говорим о семейных проблемах, удачах и неудачах в школе?" утвердительно ответили 62% респондентов, "нет"- 38% опрошенных; "Часто ли мы отдыхаем всей семьей?" – 25% старшеклассников ответили "да"; остальные 75% - "нет" или «очень редко». И, как результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?" утвердительно ответили только 65% респондентов, 30% старшеклассников ответили: "Не совсем"; 5% подростков – "Не устраивает".
Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат факторами риска относительно детей и подростков. Поэтому в нашей школе сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания – как практика работы по профилактике криминальных проявлений в отношении несовершеннолетних (жестокое обращение в отношении несовершеннолетних в семье и образовательных организациях, пренебрежения исполнения родительских обязанностей). Данный проект включает в себя тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, педагогический всеобуч, целевые встречи с родителями, работа службы медиации, психолого-педагогическое консультирование родителей. Все это играет большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.
В школе разработаны и активно реализуются разного рода программы, отражающие систему работы школы с семьёй (комплексно-целевая программа "Воспитание", программа "Правовое воспитание", "Здоровый образ жизни", семейные клубы и т.п.). В частности программа одиного из семейных клубов реализуется как социально значимый проект «СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ».
С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.
Основные приоритетные направления деятельности
Ценности клуба:
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание работы семейного клуба: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.
Ожидаемый результат от реализации проекта.
Сроки реализации проекта: - Реализуется с ежегодно с корректировкой календарного плана работы клуба.
Партнеры реализации проекта:
- Сельская администрация села Байдары;
- Сельский Дом культуры;
- Сельская библиотека;
- Совет ветеранов села Байдары;
- Совет молодежи села Байдары;
Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое: социальный педагог, педагог-организатор, 8 классных руководителей, учитель физической культуры;
- Материальное:
- помещения школы: спортивный зал, актовый зал, кабинет социального педагога;
- оборудование: мультимедийное, компьютеры, спортивное оборудование.
Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:
Проект реализуется с 2008 года. Он охватывает все семьи на территории села Байдары, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С момента реализации проекта в нем приняли участие 32 семьи с детьми от рождения до 18 лет. Это многодетные, социально опасные и малообеспеченные семьи.
Организуется совместный досуг детей и родителей, проводятся профилактические беседы с посещением на дому, адресная помощь материальная и психолого-педагогическая.
Проект вошел в число шести лучших практик по профилактике социального сиротства детей в Курганской области по результатам областного конкурса в 2017 году.