Профилактика суицидального поведения подростков

Тип проекта

Помощь детям

Основной регион реализации проекта

Архангельская область

Охват проекта

Архангельская область

Цель проекта

Цель проекта – формирование у учащихся МБОУ №37, №43, №51 в возрасте 14-16 лет позитивного восприятия окружающего мира посредством проведения профилактических действий суицидального поведения подростков.

Описание проекта

Проблема суицидального поведения и самоубийств среди детей и подростков вызывает вполне реальные опасения. Для современной России – это злободневная тема, поскольку не раз мы оказывались в списках стран с самым высоким числом детских самоубийств в мире. Самоубийство представляет собой результат нарушения социально - психологической адаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта. Суицид является распространенной причиной смерти в мире, поэтому он является значительной общественной проблемой

По данным ВОЗ, ежегодно в мире кончает самоубийством более 500 тысяч человек. Число же суицидальных действий значительно больше и исчисляется миллионами. Уровень самоубийств в России является одним из самых высоких в мире. По данным на апрель 2016 данный показатель составляет 15,4 случая на 100 000 населения.

Проблема детского суицида присутствует, но будем учитывать, что этими данными умело манипулируют, связывают исключительно с социальными сетями, и, конечно, никаких других причин для этого будто бы нет.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом – большие максималисты; они постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны. У них легко возникают страхи. Среди подростков часты попытки самоубийства,  но лишь немногие из них достигают своей цели. Однако процент самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.

Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными  и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или  семьей  отношений  с  собой,  своими  близкими  и  внешним  миром  на  основе действия  механизма  отчуждения. 

Не секрет, что сегодня подростки большую часть своего свободного времени проводят в социальных сетях и сети Интернет, но не всегда та информация, которую они получают, бывает полезной и безопасной.  В 2015 году в социальных сетях появилась игра «Синий кит», целью которой является покончить жизнь самоубийством. Все началось с пабликов суицидальной направленности «ВКонтакте». Это были открытые группы, и вступить в них мог каждый желающий – любой подросток, разочарованный в жизни и втайне мечтающий умереть. Конечно, администрация «ВКонтакте» предприняла все меры, чтобы заблокировать опасные группы и паблики, а также хештеги, но, к сожалению, игру устранить не удалось.

Почему же подростки вступают в эту игру? Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Мы считаем, для того чтобы у подростков не возникало дурных мыслей нужно прививать ценности жизни, организовывать досуг, налаживать межличностные отношения в коллективах, а также отношения в семьях. Необходимо найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить  туда  его  внимание,  время  и  энергию.  Если у подростков появятся хобби и цели на будущее, если их жизнь станет насыщенной и разнообразной, то у них не будут возникать негативные мысли.

Результаты проекта

Ожидаемые результаты проекта

Количественные:

  • Проведены профилактические мероприятия для 360 человек учащихся в возрасте 14-16 лет;
  • Повышена заинтересованность учащихся  в поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения г. Архангельска по сравнению с предыдущими годами в 2 раза;
  • Успешно организован конкурс талантов, в котором приняло участие 50 учащихся.

Качественные:

  • У учащихся формировано позитивное отношение к жизни и жизненным ценностям после проведения мероприятий;
  • Сформированы и укреплены межличностные отношения между учащимися образовательных учреждений;
  • У учащихся расширился круг знаний в области организации досуга и свободного времени.

Профилактика суицидального поведения подростков

Тэги

Помощь
детям