БУ ХМАО-Югры "Лангепасский реабилитационный центр"

Проект развития добровольческой деятельности "Не будем в стороне!"

Тип проекта

Поддержка волонтерства

Основной регион реализации проекта

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Охват проекта

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Цель проекта

Организация обучения привлеченных волонтеров для развития добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Описание проекта

В процессе взаимодействия «ребенок - инвалид  - волонтер» у последних зачастую возникали сложности в построении коммуникаций и понимании особенностей поведения детей с нарушениями развития. Поэтому возникла необходимость в проведении предварительной подготовки волонтеров, работающих с «особыми» детьми, приобретении ими теоретических и практических навыков работы с данной категорией детей.

Проект развития добровольческой деятельности «Не будем в стороне!» на базе БУ «Лангепасский реабилитационный центр» призван решить сразу несколько задач. Во-первых, это включение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь посредством организации взаимодействия со здоровыми сверстниками. Во-вторых, формирование у подростков-волонтеров активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Задачи проекта:

1) Организация обучения привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, их здоровыми сверстниками и их семьями;

2) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм взаимодействия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их семей;

3) Организация единого пространства по развитию добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями,  в городе Лангепас;

4) Содействие в проведении культурно-развлекательного досуга, включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и интегративного характера.

Отбор волонтеров осуществляется по критериям:

-коммуникабельность

- активная лидерская позиция

- наличие опыта волонтерской   деятельности -желание заниматься волонтерской

Социальная мотивация:

- желание улучшить жизнь людей в обществе;

- следование традиции оказания помощи   нуждающимся людям;

 -желание быть моделью поведения для других;

- желание показать свое неравнодушие к проблеме; - применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых - самореализация, личностный рост, самоутверждение;

- выполнения работы, приносящей удовольствие; - интересное проведение времени;

Механизм взаимодействия городских и общественных структур по реализации мероприятий программы

Реализация мероприятий проекта предполагает совместную работу учреждений, выработку единого плана мероприятий по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. В учреждении  развита система взаимодействия с городскими и общественными структурами города по реализации мероприятий социальной адаптации детей-инвалидов.   Действуют соглашения о взаимодействии и взаимном сотрудничестве.

К реализации проекта привлечены волонтеры и добровольцы  городских
общественных движений, которые проходят обучение на курсах "Школа
волонтеров"  на базе БУ"Лангепасский реабилитационный
центр"

Содержание обучения:

1..Вводный блок

Круглый стол «Роль волонтеров в организации помощи детям – инвалидам»

Цель: Раскрыть роль волонтёрского движения в оказании

семейно – центрированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в организации культурно – развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

– что такое добровольческая инициатива, её развитие;

– оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, со стороны общества;

– развитие социальной активности семьи;

– социальная адаптация детей-инвалидов;  

2. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей с ограниченными возможностями»  

 Цель: Формирование у волонтеров знаний об особенностях организации и содержания коррекционно – развивающего обучения разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

– аспекты медико-социальной работы

– основные направления и этапы психолого-педагогической коррекции;

– принципы и методы психолого-педагогической коррекции;

– специфика коррекционной работы с детьми с сенсорными дефектами и нарушениями речи;

– особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью;

– специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями

эмоционально-волевой сферы и поведения.

– правила сопровождения ребёнка в процессе прогулок, сопровождения до мест лечения, обучения, досуга; правила поведения на дороге;  

 3.«Как установить контакт с разными категориями детей с ограниченными возможностями»  

Цель: Формирование у волонтеров умения устанавливать контакт с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.  

– знакомство волонтёров с методами развития профессиональной наблюдательности и формами общения с ребёнком; 

– отработка таких навыков как установление контакта с ребёнком, невербальная коммуникация как способ эмоциональной подпитки ребёнка, физический контакт с ребёнком; 

– пристальное внимание в общении с ребёнком.

4.«Организация развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями»  

Цель: Формирование у волонтеров целостного представления о структуре организации развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

– этапы организации развивающего досуга ребёнка;

– основные сюжетные игры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

– совместная досуговая деятельность как средство гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие крупной и мелкой моторики, координации движений рук, кистей рук, глаз посредством досуговой деятельности, использование игрушек при организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.  

5.«Игра как средство воспитания. Релаксирующие игры и упражнения»  

Цель: Знакомство волонтеров с системой релаксирующих игр и упражнений, направленных на оптимизацию процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  

– аспекты теории и практики использования игры в целях оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

– принципы организации игровой деятельности, её содержательная характеристика

Блок тренинговых занятий   

Тренинг «Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Обучение игре детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Влияние арт-терапевтических упражнений на развитие чувственного познания»  

Блок практических занятий

Отработка теоретических знаний, полученных в ходе обучения, на практике. Организация мини-практик на базе групп отделения дневного пребывания БУ «Лангепасский реабилитационный центр», проведение акций и совместных мероприятий с применением технологий: мульттерапия, сказкотерапия, игротерапия, глинотерапия.


Результаты проекта

За 2017 год обучены 11 волонтеров.  Организованы совместные мероприятия: 06.06.2017 - Организация и проведение досугового мероприятия «В стране детства», 16.06.2017, 20.06.2017, 23.06.2017 - Организация и проведение игровой программы. 28.07.2017 - Проведение социально - познавательного мероприятия «Мы разные, но мы вместе». 25.08.2017 - Организация и проведение игровой программы. 07.04.2017 - Участие в акции «Всемирный день здоровья»,  21.06.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия, 15.09.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия. Охвачены: несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья – 37, дети-инвалиды - 39

За первое полугодие 2018 года обучено 50 волонтеров, проведены следующие мероприятия:
17.02.2018 Акция «День проявления доброты»

Мероприятие направлено на формирование у подрастающего поколения основ доброго отношения к окружающему миру, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся. Приняли участие 17 воспитанников, 5 волонтеров.

15.03.2018 Проведение мастер-класса по изготовлению персонажей, декораций к мультфильму «Планета Земля». Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей. Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 7 воспитанников, 4 волонтера.

21.03.2018 Акция «Дети Солнца», приуроченная к Международному дню человека с синдромом Дауна.Распространение среди жителей города информационных флаеров, с целью привлечение внимания к проблемам людей с синдромом Дауна. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и желтые воздушные шары. Приняли участие 7 волонтеров.

2 апреля 2018 года Социальная акция «Запуск синих шаров», приуроченная к Всемирному дню аутизма. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и синие воздушные шары с целью привлечение внимания к проблемам людей с РАС. Приняли участие 4 воспитанника, 3 работника, 5 волонтеров.

6 апреля 2018 года Акция «День здоровых дел», приуроченная к Всемирному дню здоровья

Организация двигательной активности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Приняли участие 43 воспитанника,  5 волонтеров.

Весенняя Неделя добра

17 апреля 2018 года игровая программа для воспитанников . Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей.Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 19 воспитанников,10 волонтеров.

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь". Волонтеры из аниматорского отряда  «Фиеста» совместно с несовершеннолетними  изготовили  ромашки. Мероприятие направлено на формирование позитивных эмоций , расширение социальных контактов. Приняли участие 9 воспитанников, 9 волонтеров.
Разработан Сборник материалов по работе с волонтерами в рамках проекта "Не будем в стороне",буклеты, памятки. Практика по привлечению волонтеров публиковалась в справочнике Выпуск №1 "Лучшие практики привлечения добровольцев (волонтеров) в организации социального обслуживания Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры."

В рамках реализации проекта "Не будем в стороне!" достигнуты следующие результаты;

- формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями в подростковой среде;

- снижение изолированности детей-инвалидов и их семей;

- социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

- развитие коммуникативных навыков детей инвалидов.


Информация для ознакомления

Презентация проекта

Скачать

Проект развития добровольческой деятельности "Не будем в стороне!"

Тэги

тег