3 волонтера готовы помогать
Награды
В процессе взаимодействия «ребенок - инвалид - волонтер» у последних зачастую возникали сложности в построении коммуникаций и понимании особенностей поведения детей с нарушениями развития. Поэтому возникла необходимость в проведении предварительной подготовки волонтеров, работающих с «особыми» детьми, приобретении ими теоретических и практических навыков работы с данной категорией детей.
Проект развития добровольческой деятельности «Не будем в стороне!» на базе БУ «Лангепасский реабилитационный центр» призван решить сразу несколько задач. Во-первых, это включение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь посредством организации взаимодействия со здоровыми сверстниками. Во-вторых, формирование у подростков-волонтеров активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Задачи проекта:
1) Организация обучения привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, их здоровыми сверстниками и их семьями;
2) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм взаимодействия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их семей;
3) Организация единого пространства по развитию добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в городе Лангепас;
4) Содействие в проведении культурно-развлекательного досуга, включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и интегративного характера.
Отбор волонтеров осуществляется по критериям:
-коммуникабельность
- активная лидерская позиция
- наличие опыта волонтерской деятельности -желание заниматься волонтерской
Социальная мотивация:
- желание улучшить жизнь людей в обществе;
- следование традиции оказания помощи нуждающимся людям;
-желание быть моделью поведения для других;
- желание показать свое неравнодушие к проблеме; - применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых - самореализация, личностный рост, самоутверждение;
- выполнения работы, приносящей удовольствие;
- интересное проведение времени;
Механизм взаимодействия городских и общественных структур по реализации мероприятий программы
Реализация мероприятий проекта предполагает совместную работу учреждений, выработку единого плана мероприятий по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. В учреждении развита система взаимодействия с городскими и общественными структурами города по реализации мероприятий социальной адаптации детей-инвалидов. Действуют соглашения о взаимодействии и взаимном сотрудничестве.
К реализации проекта привлечены волонтеры и добровольцы городских
общественных движений, которые проходят обучение на курсах "Школа
волонтеров" на базе БУ"Лангепасский реабилитационный
центр"
Содержание обучения:
1..Вводный блок
Круглый стол «Роль волонтеров в организации помощи детям – инвалидам»
Цель: Раскрыть роль волонтёрского движения в оказании
семейно – центрированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в организации культурно – развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
– что такое добровольческая инициатива, её развитие;
– оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, со стороны общества;
– развитие социальной активности семьи;
– социальная адаптация детей-инвалидов;
2. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей с ограниченными возможностями»
Цель: Формирование у волонтеров знаний об особенностях организации и содержания коррекционно – развивающего обучения разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
– аспекты медико-социальной работы
– основные направления и этапы психолого-педагогической коррекции;
– принципы и методы психолого-педагогической коррекции;
– специфика коррекционной работы с детьми с сенсорными дефектами и нарушениями речи;
– особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью;
– специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями
эмоционально-волевой сферы и поведения.
– правила сопровождения ребёнка в процессе прогулок, сопровождения до мест лечения, обучения, досуга; правила поведения на дороге;
3.«Как установить контакт с разными категориями детей с ограниченными возможностями»
Цель: Формирование у волонтеров умения устанавливать контакт с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.
– знакомство волонтёров с методами развития профессиональной наблюдательности и формами общения с ребёнком;
– отработка таких навыков как установление контакта с ребёнком, невербальная коммуникация как способ эмоциональной подпитки ребёнка, физический контакт с ребёнком;
– пристальное внимание в общении с ребёнком.
4.«Организация развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями»
Цель: Формирование у волонтеров целостного представления о структуре организации развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
– этапы организации развивающего досуга ребёнка;
– основные сюжетные игры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
– совместная досуговая деятельность как средство гармонизации детско-родительских отношений;
– развитие крупной и мелкой моторики, координации движений рук, кистей рук, глаз посредством досуговой деятельности, использование игрушек при организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.«Игра как средство воспитания. Релаксирующие игры и упражнения»
Цель: Знакомство волонтеров с системой релаксирующих игр и упражнений, направленных на оптимизацию процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
– аспекты теории и практики использования игры в целях оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
– принципы организации игровой деятельности, её содержательная характеристика
Блок тренинговых занятий
Тренинг «Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Тренинг «Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Тренинг «Обучение игре детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тренинг «Влияние арт-терапевтических упражнений на развитие чувственного познания»
Блок практических занятий
Отработка теоретических знаний, полученных в ходе обучения, на практике.
Организация мини-практик на базе групп отделения дневного пребывания БУ «Лангепасский реабилитационный центр», проведение акций и совместных мероприятий с применением технологий: мульттерапия, сказкотерапия, игротерапия, глинотерапия.
Организация обучения привлеченных волонтеров для развития добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
За 2017 год обучены 11 волонтеров. Организованы совместные мероприятия: 06.06.2017 - Организация и проведение досугового мероприятия «В стране детства», 16.06.2017, 20.06.2017, 23.06.2017 - Организация и проведение игровой программы. 28.07.2017 - Проведение социально - познавательного мероприятия «Мы разные, но мы вместе». 25.08.2017 - Организация и проведение игровой программы. 07.04.2017 - Участие в акции «Всемирный день здоровья», 21.06.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия, 15.09.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия. Охвачены: несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья – 37, дети-инвалиды - 39
За первое полугодие 2018 года обучено 50 волонтеров, проведены следующие мероприятия:
17.02.2018 Акция «День проявления доброты»
Мероприятие направлено на формирование у подрастающего поколения основ доброго отношения к окружающему миру, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся. Приняли участие 17 воспитанников, 5 волонтеров.
15.03.2018 Проведение мастер-класса по изготовлению персонажей, декораций к мультфильму «Планета Земля». Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей. Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 7 воспитанников, 4 волонтера.
21.03.2018 Акция «Дети Солнца», приуроченная к Международному дню человека с синдромом Дауна.Распространение среди жителей города информационных флаеров, с целью привлечение внимания к проблемам людей с синдромом Дауна. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и желтые воздушные шары. Приняли участие 7 волонтеров.
2 апреля 2018 года Социальная акция «Запуск синих шаров», приуроченная к Всемирному дню аутизма. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и синие воздушные шары с целью привлечение внимания к проблемам людей с РАС. Приняли участие 4 воспитанника, 3 работника, 5 волонтеров.
6 апреля 2018 года Акция «День здоровых дел», приуроченная к Всемирному дню здоровья
Организация двигательной активности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Приняли участие 43 воспитанника, 5 волонтеров.
Весенняя Неделя добра
17 апреля 2018 года игровая программа для воспитанников . Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей.Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 19 воспитанников,10 волонтеров.
8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь". Волонтеры из аниматорского отряда «Фиеста» совместно с несовершеннолетними изготовили ромашки. Мероприятие направлено на формирование позитивных эмоций , расширение социальных контактов. Приняли участие 9 воспитанников, 9 волонтеров.
Разработан Сборник материалов по работе с волонтерами в рамках проекта "Не будем в стороне",буклеты, памятки. Практика по привлечению волонтеров публиковалась в справочнике Выпуск №1 "Лучшие практики привлечения добровольцев (волонтеров) в организации социального обслуживания Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры."
В рамках реализации проекта "Не будем в стороне!" достигнуты следующие результаты;
- формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями в подростковой среде;
- снижение изолированности детей-инвалидов и их семей;
- социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
- развитие коммуникативных навыков детей инвалидов.
http://www.admlangepas.ru/city/development-of-volunteering-in-langepas/