Встречное движение: бизнес и корпоративное волонтерство

  • 20 декабря 2019, 16:29

3-4 декабря в рамках Международного форума добровольцев, проходившего в Сочи, состоялись дискуссии, посвященные развитию корпоративного волонтерства. Представители госкорпорации «Росатом», ПАО «Сбербанк России», ООО «Нестле Россия», рекрутингового порталаSuperjob” и других крупных компаний, HR-специалисты рассмотрели роль добровольческой деятельности в корпоративной культуре, проанализировали перспективы учета опыта волонтерства при трудоустройстве, а также привели примеры реальных кейсов взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций.

3 декабря в ходе панельной дискуссии «Волонтерство как инструмент кадровой политики» ее участниками было отмечено, что наличие волонтерского опыта является конкурентным преимуществом и положительно влияет на трудоустройство граждан. Благодаря таким крупным событиям, как Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу, популярность волонтерского движения в России заметно возросла. Согласно статистическим данным, представленным экспертом направления развития карьеры и профориентации рекрутингового портала “Superjob” Артемом Дорошиным, примерно 23% россиян в возрасте старше 18 лет имеют опыт участия в волонтерских проектах, в том числе 7% из них были волонтером один раз, 14% участвовали в подобных акциях несколько раз и 2% россиян занимаются волонтерством на постоянной основе.

Участники обсуждения подчеркнули, что волонтерская деятельность помогает соискателям попробовать свои силы в понравившейся профессии, а также показать потенциальному работодателю свою заинтересованность. Тем не менее, по данным “Superjob” 70% работодателей не считают, что волонтерский опыт является определяющим фактором при решении о приеме на работу.

Во время панельной секции участниками были рассмотрены следующие темы: важность корпоративного волонтерства при работе с персоналом; необходимость учета добровольческой деятельности при трудоустройстве и движении по карьерной лестнице и другие.

Участники дискуссии пришли к единому мнению, что волонтерские программы являются эффективным решением HR-задач, а также способствуют формированию коллектива единомышленников, снижая отток персонала. При этом мотивация волонтеров из числа сотрудников часто заключается не в определенных материальных бонусах, а в чувстве значимости, полезности, нужности обществу; в получении морального удовлетворения от собственной деятельности. Особенно это касается специальностей, связанных с рутинной работой, которая исключает большой простор для творческой деятельности. В этой связи перед компаниями встает важный вопрос: как помочь сотрудникам-волонтерам?

Руководитель проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности госкорпорации «Росатом» Анна Жигульская рассказала участникам дискуссии о волонтерской активности в корпорации и подчеркнула, что по результатам ежегодного опроса вовлеченности при общем уровне вовлеченности сотрудников госкорпорации в 80%, уровень вовлеченности волонтеров составляет 83%, а уровень вовлеченности волонтеров старше 35 лет – 88%. Сотрудников мотивирует возможность приносить пользу обществу, заниматься чем-то несущим смысл и пользу, а задача работодателя заключается в том, чтобы поддержать это стремление в сотрудниках и создать им возможности для развития внутри компании.

На сегодняшний день большинство крупных компаний оказывают своим сотрудникам помощь в получении важных профессиональных компетенций, среди которых ораторское и дипломатическое искусство, развитие лидерских качеств и другие. Существуют примеры создания в организации специальной социальной сети для сотрудников-волонтеров, где публикуются обучающие ролики, новости из мира добровольчества, происходит общение между неравнодушными лидерами проектов, которые активно вовлекают в волонтерскую деятельность и своих коллег.

Также в ходе обсуждения участники подчеркнули, что корпоративное волонтерство позитивно влияет на трех ключевых участников экономической деятельности: компанию, команду и клиента. Кроме того, волонтерская деятельность формирует положительный имидж компании, что способствует налаживанию внешних коммуникаций.

Тем не менее, на сегодняшний момент, несмотря на то, что многие руководители крупнейших компаний призывают не считать прибыль главной целью, большинство предприятий все еще сомневаются относительно необходимости волонтерской деятельности в организации. Для преодоления этой проблемы работодателям важно уметь прислушиваться к мнению своих сотрудников, а также рассчитывать не только материальную выгоду, но и понимать, как внутренние процессы компании влияют на работников.

В конце первого дня обсуждения представитель рекрутингового портала “Superjob” представил участникам результаты исследования на тему необходимости закрепления на законодательном уровне права сотрудника несколько рабочих дней в году посвящать волонтерской деятельности. Согласно проведенному исследованию, 39% граждан в возрасте от 25 до 34 лет поддерживают инициативу.

4 декабря в рамках панельной секции «Зачем бизнесу корпоративное волонтерство?» ее участники подробно обсудили пути развития и укрепления межсекторного партнерства в рамках корпоративных программ, определили способы вовлечения сотрудников и организаций в добровольческую деятельность, а также обобщили опыт корпоративного волонтерства в России и за рубежом.

На мероприятии была представлена деятельность Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ), созданного в 2014 году для объединения сил и ресурсов представителей бизнеса. НСКВ - эффективная платформа для взаимодействия компаний по реализации совместных проектов, включая развитие и отбор лучших практик корпоративного волонтерства. В число участников Совета входят крупные международные и российские организации, включая “Nestle”, “Deloitte”, “Coca-Cola HBC Russia”, объединенную компанию «РУСАЛ», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Ростелеком» и другие. Основная задача НСКВ – построить ответственное сообщество через поощрение волонтерской деятельности сотрудников компаний.

На основе компаний-партнеров НСКВ в каждом регионе реализации социального проекта (около 15 регионов присутствия) формируется региональное отделение, с которым работают НКО, органы власти и подведомственные учреждения; реализуются собственные программы и инициативы компаний в сфере корпоративного волонтерства. На сегодняшний момент около 120 компаний и 30 000 корпоративных волонтеров являются участниками НСКВ.

На Юге России работает Южный региональный совет по корпоративному волонтерству (ЮРСКВ), основными направлениями деятельности которого являются экологическое и социальное волонтерство. К примеру, Сочи является центром притяжения для экологического волонтерства в регионе; ежегодно по инициативе ЮРСКВ проходят акции по уборке и облагораживанию территорий города. В свою очередь, направление социального волонтерства находит воплощение в акциях и активностях сотрудников компаний по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны.

На форуме участники рассмотрели интересные кейсы по развитию корпоративного волонтерства и определили приоритетные направления. В их числе: популяризация здорового образа жизни; поддержка профориентации и наставничества; развитие интеллектуального волонтерства – предоставление профессиональных услуг; а также помощь социально незащищенным слоям населения.

На примере крупной транснациональной корпорации участники обсуждения рассмотрели проекты, направленные на финансовое стимулирование инициатив НКО, включая проведение фандрайзинговых акций и оказание содействия в вопросах поиска жилья для бездомных животных.

Кроме того, во время дискуссии было высказано мнение, что корпоративное волонтерство стало ресурсом, в том числе, и для мотивации сотрудников решать сложные задачи, становиться более ответственными, самостоятельными и активными. Это прекрасный механизм для личностного роста и развития профессиональных навыков. 


В завершение панельной дискуссии руководитель проекта управления коммуникациями и маркетинга Ассоциации волонтерских центров Екатерина Демешко отметила, что в настоящее время все больше потребителей отдают свое предпочтение этическим брендам, то есть компаниям, которые занимаются общественно полезной работой и реализуют социально значимые инициативы. Екатерина отметила, что в западных компаниях волонтерская активность является частью корпоративной культуры, в то время как в российских компаниях далеко не всегда существует такое направление. Тем не менее, корпоративное добровольчество активно развивается в России и приносит компании массу плюсов, среди которых укрепление профессиональных связей между сотрудниками организации, совершенствование внутренней деловой культуры, повышение мотивации и вовлеченности, приверженности корпоративным ценностям.

Развитие корпоративного волонтерства – одно из направлений деятельности Ассоциации волонтерских центров. Ассоциация выступает в качестве оператора социально значимых программ, помогает представителям бизнеса принимать участие в их реализации, разрабатывает социальные и волонтерские проекты для компаний, делится с участниками рынка экспертизой и накопленным опытом.

По итогам дискуссии участники пришли к единому мнению о необходимости популяризации добровольческой деятельности в деловых кругах, а также установления конструктивного межсекторного диалога для обмена опытом по взаимодействию бизнеса и волонтерского сообщества.

Напомним, что Международный форум добровольцев – крупнейшее событие в России в сфере волонтерства и гражданской активности, объединившее более 7 000 участников из 120 стран мира. Форум прошел в Сочи со 2 по 5 декабря. На Форуме лидеры добровольческого сообщества России, руководители НКО и органов государственной власти, эксперты и гражданские активисты делились своим опытом реализации успешных волонтерских инициатив, подводили итоги уходящего года и обсуждали планы развития.

Организаторами Международного форума добровольцев выступили: Ассоциация волонтерских центров, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Роспатриотцентр.

close app
Добро.РФ
Установите мобильное приложение, чтобы быстрее находить добрые дела рядом с домом
Установить