6 ноября 2019 г.

Вдохновители страны: как волонтеры влияют на будущее общества

Мы продолжаем рассказ о проектах, которые легли в основу пунктов плана мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества до 2025 года. План утвержден Правительством РФ летом 2019 года – он определяет основные методы поддержки и развития волонтерского движения в России. В этом материале рассказываем про развитие международного волонтерства, медицинское добровольчество в селах и социализацию выпускников организаций для детей-сирот.

Знакомить с культурой других стран

Один из пунктов плана мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества касается обобщения лучших практик добровольческих организаций в реализации международных волонтерских программ, развития международных добровольческих инициатив и их тираживания в регионах. Вдохновитель этого пункта – проект Helping Hands из Республики Башкортостан

Проект появился благодаря волонтерскому центру Башкирского Государственного медицинского университета (БамГМУ) и его студентам. Студенты-волонтеры приезжают в школы-интернаты, где живут дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, ментальными особенностями, и во время интерактивных уроков знакомят их с культурой своих стран. Занятия проходят на английском и русском, но волонтеры рады научить детей нескольким фразам на своем родном языке – арабском, французском или фарси. Автор проекта Алия Мавлютова знает английский и немецкий. Она говорит, что интерес к иностранным языкам и другой культуре ей привили с детства. Волонтерство в проекте Helping Hands, уверена она, расширяет кругозор добровольца.


Алия Мавлютова: «В БашГМУ учатся студенты из более чем 30 стран – всего около тысячи человек. В основном, из Индии, Египта, стран СНГ и арабских стран. Есть несколько студентов из Кот-д’Ивуара. У нас всегда было развито международное направление, и когда в начале учебного года приезжают новые студенты, мы устраиваем для них день открытых дверей на английском языке, где рассказываем о волонтерстве, делимся личным опытом и приглашаем поехать к детям вместе с нами. Стараемся сразу вовлечь иностранных студентов, чтобы им было легче адаптироваться в России.

Сначала иностранные студенты год учат русский язык, потом три года они учатся на английском языке, а оставшиеся три – уже на русском. Волонтерство они воспринимают как подготовку к обучению на русском, для них это хорошая практика. От российских студентов мы не требуем, чтобы они свободно разговаривали на английском: нам всегда нужна административная или организационная помощь, но волонтерство, как правило, мотивирует их изучать иностранный язык. Я вижу, что для ребят теперь нет проблемы в том, чтобы поговорить с иностранцем на любую тему.

Дети всегда очень радуются приходу волонтеров и тем более иностранным гостям. Мы называем это маленькими путешествиями – за 45 минут дети получают возможность «посетить» сразу пять стран. Дети слушают национальную музыку, иногда мы готовим что-то из местной кухни. Часто волонтеры и дети обмениваются контактами в социальных сетях и продолжают общаться там.

Помимо прочего, для нас такое волонтерство – хороший опыт для будущей профессиональной деятельности, ведь мы – медики, и в работе нам часто встречаются люди с инвалидностью».

Оказывать медицинскую помощь

План мероприятий содержит пункт о привлечении добровольцев к оказанию медицинской помощи в сельских населенных пунктах, а также к участию во всероссийском проекте по улучшению условий функционирования фельшерско-акушерских пунктов #ДоброВСело. Автор проекта «Помощник сельского врача» Ася Сагателян (Ставропольский край) подчеркивает, что у медицины и волонтерства есть кое-что общее: обе эти сферы – про помощь людям. Волонтеры проекта хотят собрать общую базу потребностей больниц и фельдшерско-акушерских пунктов малых городов и поселков в волонтерской помощи, распределить добровольцев в сельские больницы, составить памятку по общей нормативной документации и единый перечень требований к профессиональным компетенциям волонтеров.

Все началось в 2018 году в Пятигорске, когда студенты-волонтеры медицинского вуза приехали в одну из деревень, чтобы помочь врачам. В селах и малых городах проблема с новыми кадрами стоит особенно остро: большинство выпускников хочет работать в больших населенных пунктах, говорит Ася. А благодаря волонтерской помощи в отдаленных больницах можно решить проблему дефицита кадров.


Ася Сагателян: «Мы приехали в сельскую больницу несколько несколько раз и подружились с врачами. Они стали предлагать некоторым ребятам: «Оставайтесь у нас работать, приходите в ординатуру». И студенты фармацевтического и медицинского факультетов стали задумываться: а не остаться ли поработать в деревне?

В сельских больницах часто не хватает младшего медицинского персонала и простой бытовой помощи: например, проводить пожилого пациента до нужного кабинета, заполнить медицинскую карту, прибрать помещение и территорию. Студентам старших курсов доверяют простые медицинские манипуляции: уколы, перевязки.

В прошлом году два волонтера, закончив медицинский вуз, все-таки решились и поехали в ординатуру сельской больницы. Врачи высоко оценили их, как специалистов. Конечно, ребятам это лестно. Они набираются практики, чувствуют себя нужными – это очень мотивирует. Важно, что молодежь едет работать в сельские больницы. Не потому, что ее туда принудительно направили, а потому что ребят там на самом деле ждут.

Мы бы хотели тиражировать проект в другие регионы, начав с нашего Северо-Кавказского федерального округа. Наш проект первый в своем роде, мы делаем системную долгосрочную работу, направленный на устойчивые изменения. Проект «Помощник сельского врача» поможет развивать федеральную программу «Земский врач», которая должна сделать работу врача в малых городах и селах престижной».

Показать дорогу во взрослую жизнь

В плане есть пункт об обобщении лучших практик деятельности добровольческих организаций в сфере профилактики социального сиротства, реализации программ социализации выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Один из вдохновителей этого пункта – проект «Подарок судьбы» из Ульяновской области.

Цель проекта – сориентировать детей-сирот региона в многообразии профессиональных возможностей, помочь выбрать специальность и адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни. В восемь подшефных детских домов региона регулярно приезжают специалисты из разных сфер, которые бесплатно проводят мастер-классы для воспитанников и делятся своим профессиональным опытом. Часто это представители рабочих специальностей, ведь такие профессии, как столяр, повар, кузнец или парикмахер, наверняка будут востребованы и помогут ребятам устроиться в жизни. Рассказывают и о более современных профессиях, например, о работе SMM-менеджера.

«Подарок судьбы» – это первая в Ульяновской области попытка создать программу, которая бы знакомила детей с востребованным профессиям и помогала выпускникам детских домов в трудоустройстве. Часто добровольцы отправляются за 150 км от Ульяновска – туда, где находятся самые отдаленные детские дома области.


Руководитель проекта Александр Скотников: «Часто выпускники детских домов, выбирая профессию, хотят просто заработать денег. Но ведь деньги – это не цель, я пытаюсь объяснить им, что смысл – не в них. Я нахожу с ребятишками общие интересы, ненавязчиво пытаюсь стать им другом, направить их, что-то подсказать, подкинуть новую мысль. Возможно, это будет семя, которое при благоприятных условиях переродится в настоящее дерево.

Когда человек становится добровольцем, когда он в свой единственный выходной день идет добровольно работать, это дает положительный эффект – и для него, и для окружающих людей. Он заражает их своим примером. Обычно, чтобы не заболеть, люди надевают маски. А мы наоборот, снимаем эти маски и заражаем всех добром».

Любой человек должен мыслить самостоятельно, говорит Скотников, и именно этому волонтеры учат детей: иметь свое мнение, оценивать ситуацию и развиваться в любых обстоятельствах.

В прошлый раз мы рассказывали про добровольную помощь на дорогах, футбольные матчи вместо детского дома и уроки от университетских преподавателей прямо в больницах.

Справка

План мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества до 2025 года утвержден Правительством РФ летом 2019 года – он определяет основные методы поддержки и развития российского волонтерского движения. Ассоциация волонтерских центров постаралась вовлечь в процесс работы над документом весь сектор, организовав общественные дискуссии в 83 регионах. В результате реализации плана, уникальные технологии и практики, предложенные некоммерческим сектором, будут распространены по всей России.

Автор: Александра Захваткина

Фото предоставлено организаторами проектов