29 октября 2019 г.

НКО как потенциал для трудоустройства и профессиональной реализации студентов

Подходы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и университетов обсудили на Всероссийской конференции «Университеты как центры развития гражданского общества», которая состоялась 28 октября в Общественной палате РФ.

Как рассказала на пленарном заседании председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок данная конференция является итогом огромной работы, которую Общественная палата РФ, представители общественных палат регионов и муниципальных образований и инициативные граждане проводили в рамках форумов «Сообщество», где активно обсуждалась тема университетов как центров развития гражданского общества. 

По словам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных Елены Тополевой-Солдуновой взаимодействие некоммерческих организаций и вузов в последние годы активизировалось:  

 «Некоммерческим организациям трудно совершенствоваться в профессиональном плане, привлекать волонтеров, вообще развиваться без взаимодействия с вузами. Кроме того, в постоянно меняющемся мире, где гражданское общество становится все сильнее, сложно представить, что вузы обходятся без НКО: это и площадки для прохождения практик и стажировок студентов, и возможность познакомить студентов с тем, что такое гражданское общество в России. НКО - это потенциал для дальнейшего трудоустройства и профессиональной реализации студентов, это совместные проекты, это площадки повышения квалификации - сфер для взаимного обогащения, для партнерства много».

Эксперт Общественной палаты РФ Оксана Коротеева представила данные мониторинга реализации мер государственной поддержки по доступу СО НКО на рынок социальных услуг. По ее словам, одним из серьезных барьеров является недостаточная компетенция органов власти и НКО, а преодолеть его помогли бы специальные образовательные программы по тематике НКО, которых сегодня недостаточно: «В эти процессы необходимо включить региональные вузы, и не только в образовании. У вузов есть серьезный потенциал - это научная база; аналитическое и экспертное обеспечение; методическая, консультативная и имущественная поддержка. Это новые профессиональные траектории развития студентов в СО НКО».

Как сообщила Оксана Коротеева, если на начало 2019 года по тематике НКО реализовывалось 43 образовательные программы в 19 субъектах РФ (25 вузов), то в настоящее время их количество увеличилось до 66. Помимо этого, в 24 субъектах РФ (37 вузов) реализуется 69 программ дополнительного профессионального образования: «Важен эффект от привлечения студентов в СО НКО. Это рост количества рабочих мест без привлечения бюджетных средств, это увеличение количества рабочих мест для особой категории граждан, увеличение рабочих мест с частичной занятостью и гибким графиком, сокращение выплат по безработице, сокращение льготирования и другое. Это те экономические выгоды, которые сложно сразу просчитать, но если мы системно эту работу начинаем, то регионы должны увидеть эффект от нашей работы», - подчеркнула она.

Наталья Починок напомнила, что закон о бесплатной юридической помощи регламентирует в том числе участие вузов в бесплатной поддержке слабозащищенных категорий населения, и предложила на законодательном уровне проработать инструментарий для внедрения такого же подхода для поддержки СО НКО и социального предпринимательства. Кроме того, она отметила опыт Ярославской области, где формирование ресурсного центра НКО проходило на площадке регионального вуза. По мнению члена ОПРФ, подобная практика должна быть рекомендована для внедрения в других регионах.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина рассказала, что у Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского наработан большой опыт взаимодействия с некоммерческим сектором, а опыт, полученный в рамках реализации проекта «Университеты как центры развития гражданского общества», оказался весьма полезен: «Мы начали осмыслять самый сложный вопрос: экономическую модель взаимодействия вуза и некоммерческого сектора, которое всегда было ориентировано на бесприбыльный вариант, вариант социального сотрудничества. Задача, поставленная организаторами проекта, позволила по-новому осмыслить, как выстроить работу, чтобы она была экономически оправданной. Нам удалось сформировать сообщество университетов в рамках этого проекта. Мы увидели, что университеты активно включаются в работу НКО, и сделали вывод, что сектор профессионализируется, а университеты вносят свой вклад и способствуют работе некоммерческого сектора».

Председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты РФ Артем Метелев рассказал о реализуемой АВЦ программе развития волонтерства в образовательных учреждениях высшего и среднего образования «СВОИ», которая нацелена на создание волонтерских сообществ в вузах и ссузах с их последующим сопровождением и включением добровольчества в образовательный процесс. По словам Метелева, сегодня в программе участвуют уже более 100 вузов и учреждений СПО по всей стране. Как отметил Председатель совета АВЦ, внедрение волонтерства в образовательный процесс с помощью прохождения практик и стажировок уже сегодня применимо в педагогике, социальных и медицинских науках, культуре и архитектуре, а участие в деятельности волонтерских центров позволяет студентам развиваться в личном и профессиональном аспекте, воплощать идеи, применять свои теоретические знания на практике и активно участвовать в жизни общества.

Начальник управления по развитию информационных технологий Ассоциации волонтерских центров, руководитель проекта «Добро.рф» Матвей Масальцев в своем выступлении рассказал, что 1 ноября 2019 года будет запущен новый проект - онлайн-университет социальных наук «Добро.Университет», который ставит перед собой амбициозную цель - создание крупнейшей базы знаний для поддержки социальных инициатив, волонтерства и не только в России. Организаторы проекта - Ассоциация волонтерских центров и ФГБУ «Роспатриотцентр». В число партнеров университета – создателей образовательного контента вошли фонд «Вера», Агентство стратегических инициатив, «Лиза Алерт», ВОД «Волонтеры-медики» и другие лидеры некоммерческого сектора.

«Главная идея заключается в том, что мы показываем не только теоретический материал, а на живых реальных кейсах, живых волонтерских историях показываем, как это делать», - подчеркнул он.

Масальцев пояснил, что обучение в университете будет проходить абсолютно бесплатно с последующим тестированием и сертификацией, и призвал к сотрудничеству вузы, которые, по его словам, смогут добавлять на ресурс собственные онлайн-курсы, проводить вебинары и другие образовательные мероприятия.