3 апреля 2019 г.

Вечно молодой: кто жертвует чаще других

Молодые россияне активнее занимаются волонтерством и больше жертвуют. Но при этом тех, кто принимал участие в благотворительности, в 2018 году стало меньше. Об этом говорит исследование «Частные пожертвования в России», которое подготовил Фонд "КАФ".

Помогают молодые

На 6% меньше россиян принимало участие в благотворительности в 2018 году. Люди также стали меньше жертвовать. В 2017 году 53% опрошенных переводили деньги на благотворительность, а в 2018-м – 49%. При этом активнее всего участвовали в благотворительности и занимались волонтерством молодые россияне от 18 до 24 лет.

«В 2018 году мы наблюдали главную тенденцию – молодежь все больше участвует в благотворительности. Молодые россияне активнее жертвуют и занимаются волонтерством по сравнению со старшим поколением. Это проявляется не только в частоте самих пожертвований, но и в средней сумме – 12 252 рубля для возрастной группы до 45 лет и 3 616 рублей для группы 45 лет и старше». Светлана Горбачева, директор по маркетингу и коммуникациям Фонда "КАФ".  

Жертвуют больше

Авторы исследования подчеркивают, что некоторые россияне в прошлом году стали жертвовать больше. Выросла средняя сумма пожертвования – 8 258 рублей против 7 940 рублей в 2017 году. А вот самая распространенная сумма пожертвования не изменилась и составила, как и в 2017 году, 2 000 рублей.

Стоит отметить, что фонд «Нужна помощь» в 2018 году также провел исследование и выяснил отношение российских интернет-пользователей  к профессиональной благотворительности. Авторы мониторинга отметили, что сумма единоразового пожертвования для большинства людей составила менее 500 рублей.

Еще по теме: Анна Клецина: как мы готовимся к «Белым ночам фандрайзинга»

Мало регулярных платежей

Согласно исследованию, чаще всего россияне жертвуют деньги наличными (44%), с использованием банковских карт (36%) и через смс-сообщения (35%). При этом регулярные платежи так и не получили широкого распространения – только 2% россиян подписаны на рекурренты.

Ситуация с регулярными платежами не лучше и среди интернет-пользователей. Согласно данным исследования фонда «Нужна помощь», к регулярным автоматическим пожертвованиям в пользу благотворительных организаций подключены всего 2,5% людей.

Помогают детям

Большинство россиян (57%) в первую очередь помогают детям-сиротам, тяжелобольным и детям с инвалидностью. Здесь без сюрпризов – это направление благотворительности лидирует уже несколько лет. При этом в 2018 году выросла поддержка религиозных организаций и церкви (36% по сравнению с 30% в 2017 году) – чаще всего в этой категории помощь оказывают россияне старше 55 лет (48% по сравнению со средним показателем 36%).

Самые распространенные причины для совершения пожертвований – неравнодушное отношение к проблеме (45%), желание помочь людям, которым повезло меньше (38%), и уверенность в том, что все должны участвовать в решении социальных проблем (32%).

Верят в перемены

Больше половины опрошенных (55%) уверены, что НКО положительно влияют на жизнь в России. Лучше всего работу некоммерческих организаций оценивают молодые люди – 57% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет отмечают положительное воздействие НКО по сравнению с 41% респондентов старше 55 лет.

«Хорошая новость в том, что молодежь в целом позитивнее воспринимает воздействие НКО, понимая, что благотворительные организации много делают для общественного развития», – говорит Светлана Горбачева. Эксперт считает, что такая тенденция может говорить о будущем росте объемов частных пожертвований и других форм поддержки гражданского общества.

Еще по теме: Анастасия Ложкина: «Фандрайзер – заноза в организации»

Проявляют активность

Чуть больше половины опрошенных (53%) за последний год проявляли гражданскую активность. Они подписывали петиции, работали волонтерами на выборах, участвовали в общественных слушаниях и демонстрациях, принимали участие в работе политических партий.

Каждый шестой участник опроса (17%) в 2018 году занимался волонтерством. Этот показатель снизился по сравнению с 2017 годом, когда он составлял 22%. Наибольшую активность проявили молодые россияне – их доля составила 29%. А помощь детям также оказалась наиболее популярным направлением для волонтеров (33%).

Есть будущее

В 2018 году россияне меньше участвовали в благотворительности. Можно предположить, что спад случился из-за экономических причин. При этом большинство опрошенных уверены в том, что деятельность НКО положительно влияет на жизнь в их сообществе, стране и мире. Это значит, что люди видят результаты работы некоммерческих организаций. И вполне вероятно будут готовы поддержать НКО в будущем.

Еще одна хорошая новость – это более активное участие молодежи в благотворительности, гражданской активности. Молодые люди верят в положительные перемены и стремятся принять в них участие.

Источник: Теплица социальных технологий